Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса

Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса

В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

Этика покаяния, ответственности, единства человечества.

Андерс, переформулировав кантовский категорический императив следующим образом: Для Вольфгана Ширмахера , например, идея использования информационной технологии для защиты или сохранения конфиденциального характера некоторой информации равносильна предложению использовать энергетическую технологию для защиты энергии. Например, проблема атомного оружия больше тревожит женщин.

И. предлагает как метод открытия того, что надо сохранить в человеке -" эвристика страха" перед предполагаемым искажением человека. Новая этика.

Жан Грейш Ответственность за будущие поколения: Я хотел бы не столько заняться изучением основных тем, той главенствующей проблематикой, которую автор обозначил следующим образом: В центре моего внимания — тема трансмиссии и наследия, изучение которых требует междисциплинарного подхода, то есть объединения усилий социологии, юридической науки, истории и антропологии, что, с одной стороны, благоприятствует ее анализу, а с другой — ставит перед ним определенные препятствия.

Задача философии, как это часто бывает, состоит здесь в том, чтобы найти пути сочленения между множеством исследовательских моделей, свойственных этим различным дисциплинам, и собственно философским основополагающим — подходом, который, как мне представляется, если говорить о предмете нашего исследования, получил свое наиболее глубокое выражение в экзистенциальной аналитике Хайдеггера. В экзистенциальном смысле наследие означает реализацию способности существования к самотрансляции, то есть к передаче самого себя с помощью традиции.

В этом отношении наследие, прежде чем оно получает определенное институциональное выражение, является основополагающим антропологическим фактом. Благодаря решительному возвращению к брошенности сохраняется самотрансляция наследованных возможностей, хотя и не обязательно в качестве наследованных. Понятое в этом фундаментальном смысле явление наследия включает в себя два родственных друг другу, но и отличных друг от друга понятия: К ним относятся, скажем, слова: Попытаемся понять, какова специфическая особенность временного механизма, отсылающего нас к одной из самых глубоких апорий, с которой сталкивается философское размышление, касаясь тайны времени, — антиномии между конечным временем смертных индивидов и социальным временем общества, неразрывно связанным со сменяющими друг друга поколениями.

Понятие поколения вызывает у нас живой интерес, но одновременно оно оказывается трудным для восприятия, поскольку исток его лежит в области биологии, но само оно не является собственно биологическим. Кант прекрасно показывает значение этого понятия, возникающего на грани между имманентной телеологией природы, готовящей человека к социальному бытию, и этико-политическими задачами, встающими перед формирующимся гражданским обществом: Как сегодня оценить все это?

Мясников, доктор биологических наук, профессор Пензенской государственной сельскохозяйственной академии А. Монография посвящена жизни и творчеству широко известного на Западе немецко-американского философа Ганса Йонаса , труды которого, особенно по философии биологии, практически неизвестны отечественному читателю. В философской системе Г.

Йонаса автором выделяются и рассматриваются три ключевых понятия:

Эммануэль Левинас, Ханс Йонас, Лео Штраус, Эмиль Факенхейм, - всех . цивилизации Ганса Йонаса / Этическая мысль. «эвристикой страха».

Кризис экологический и энергетический, технологическая и экономическая экспансия, ошеломляющие достижения в биологии и медицине — обсуждение этих тем можно встретить как на страницах академических изданий, так и в средствах массовой информации. Можно сколько угодно иронизировать по поводу подобной риторики, однако избитость фраз вовсе не означает малозначительности и тем более исчерпанности стоящей за ними проблемы.

Скорее это свидетельствует о том, что понимание причин, смысла и возможных последствий глобальных кризисов требует выработки новых адекватных инструментариев. За последний век предпринималось немало попыток подобного рода в рамках биологии, кибернетики, социологии, философии техники и ряда других наук. Растет количество междисциплинарных исследований, в которых в равной мере участвует гуманистическая и технологическая мысль.

Однако акценты в совместном рассмотрении этических и технологических проблем могут быть расставлены различным образом.

Оптимистическая антиутопия

Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Действительно, становление мыслителя можно рассматривать как становление его идей в контексте собственной жизни и жизни своей страны. Йонас прожил долгую жизнь и в сложнейших перипетиях века сумел сохранить трезвость мышления и личное достоинство, оставив яркий след в мировой философии и теологии.

Ганс Йонас родился в году в городе Менхенгладбах в зажиточной еврейской семье.

чинается книга Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Опыт этики . « Эвристика страха» — важнейшая составляющая этики ответ- ственности.

Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации Ганса Йонаса: Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т. В этом заключается достоинство и бремя ответственности.

век стал эпохой качественно нового осмысления целей человеческого бытия. На смену традиционной нормативной этике долга пришла этика ответственности. Переворот в осознании ответственности произошел не случайно. Бурное развитие науки и техники сделало, казалось бы, возможным представлявшееся ранее иллюзорным абсолютное господство человека над природными стихиями.

Но взрыв атомной бомбы в Хиросиме обнаружил оборотную сторону этой мощи, став сигналом нависшей над человеком смертельной угрозы. Второй глобальной катастрофой, связанной с ядерной энергией, стал Чернобыль, третья может быть последней.

Читать онлайн"Индивидуализированное общество" автора Бауман Зигмунт - - Страница 123

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера.

Прагматика становится эвристическим ядром, позволяющим сделать объектом .. этот термин получил в работах Ганса Йонаса, придавшего современное Йонас, обозначает «скромную задачу, которая заповедует страх и.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев Господь дал нам в управление дивный сад, но мы небрегли им, и не радели о нем, и вели себя в нем так, словно по истреблении этого сада у нас будет еще один, и еще - и так без конца. Но рано или поздно запас жизненных сил сада должен был кончиться - и как раз сейчас мы вплотную подошли к этому пределу.

Принято воз- водить такое наше отношение к природе к"иудео-христианскому антропоцентриз- му", однако это неверно. Мы скверные иудеи и еще более скверные христиане, и потому то, как искажаются нашими неправыми помыслами и еще более неправыми делами истинные учения, никоим образом не может быть поставлено в вину рели- гии. Просто наша цивилизация, которую принято называть и считать"иудео- христианской", - первая, обладающая средствами, достаточными для разрушения если не мира в целом, то по крайней мере среды обитания человеческого рода.

И она активно пускает эти средства в ход. Один мой знакомый избегает ходить в горы, чтобы не вызывать их понижения вследствие неизбежно возникающего при подъеме осыпания камней и грунта. Что, он не из нашей цивилизации?

ЙОНАС Ханс

Йонас , принцип , ответственность , этика Ганс Йонас. Айрис-пресс, , с. С его историко-религиозными штудиями русский читатель впервые познакомился еще в году, когда в питерском издательстве"Лань" под заглавием"Гностицизм" вышел перевод"Гностической религии" - популярной английской версии первого крупного труда Йонаса"Гнозис и дух поздней античности"

ван на «эвристике страха» Х. Йонаса. Применительно к тем технологиr ям, последствия развития которых непредсказуемы, Йонас определял свою позицию следующим .. Так, Ханс Георг Дедерер считает, что необходимость.

Перейти на страницу книги Многие боятся заболеть из-за потребления остатков инсектицидов, содержащихся в пище. Вряд ли хоть один человек в Норвегии умер из-за этих инсектицидов. Причиной смерти может стать неправильное питание, в редких случаях пищевое отравление, но содержание инсектицидов в нашей пище так незначительно, что просто не может представлять угрозы. Джон Кребс, бывший председателем британского Агентства по продовольственным стандартам, считает, что обыкновенная чашка кофе содержит столько же натуральных токсинов, сколько обыкновенный человек потребляет синтетических токсинов, оставшихся после опрыскивания, за год Из этого не следует делать вывод, что чашка кофе особо опасна, скорее, остаточное содержание инсектицидов так далеко от предельно допустимой величины, что является безвредным.

Доказательств того, что небольшое содержание инсектицидов в пище представляет какой-либо вред для здоровья, включая также потребление в течение долгого времени, предпологающее кумулятивный эффект, попросту не существует Тем не менее в прессе самая мизерная концентрация токсинов преподносится как прямая угроза здоровью. Не учитывается тот факт, что основным параметром является как раз величина концентрации токсинов. Не мудрено испугаться, услышав, что мы каждый день потребляем диоксины, ведь это весьма ядовитое вещество, которое, кроме того, может еще и накапливаться в организме.

Фактически диоксины поступают в организм с едой, с каждым глотком воды и при каждом вдохе. Главное в том, что концентрация токсинов в промышленных выбросах и в продуктах питания находится под жестким контролем и дозы, получаемые нами ежедневно, не представляют угрозы для здоровья. В незначительных количествах некоторые токсины даже могут оказывать благоприятное воздействие.

Производители экологичной пищи, которые без сомнения имеют благородные цели, пытаются, однако, убедить нас в том, что продукты, произведенные при помощи современных сельскохозяйственных методов, опасны, но подобные утверждения совершенно не обоснованы.

Человек, жизнь и природа в экологической этике ганса йонаса

Некоторые рассуждения на эту тему встречаются в работе Ганса Йонаса [6]. В отличие от Левинаса Йонас рассматривает описанный нами моральный парадокс в исторической перспективе, представляя его как событие во времени, а не вневременную метафизическую категорию. Однако в последнее время масштаб прямых и косвенных последствий деятельности людей экспоненциально вырос, что не сопровождалось соответствующим развитием наших моральных качеств.

Ныне совершаемые нами действия могут иметь столь глубокие и радикальные последствия для удаленных стран и последующих поколений, каких мы не в состоянии ни просчитать, ни даже вообразить. Оба отклонения стали следствием развития науки, отрицающей любые пределы человеческих действий и склонной считать, что все, что может быть сделано, должно быть сделано:

страхи, эмоциональные и нравственные переживания6. in Progress / H. De В своей статье «До и после Чернобыля» Ханс Ленк назвал чер- нобыльскую Г. Йонас, на- звавши методологическую установку « эвристика страха», ут- 5 Йонас Г. Принцип ответственности. М.: Айрис.

для -адреса За дополнительной информацией обращайтесь по адресу .

Человек, жизнь и природа в философии Ганса Йонаса (180,00 руб.)

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности.

Если в начале х годов Ханс Йонас лишь теоретически предлагал избрать эвристику страха в качестве негативного основания нового типа.

Тема такая, что вряд ли кто избрал бы ее себе сам; да и когда она уже объявлена, к ней приступаешь не без робости — особенно в том случае как понимаю это сейчас , когда речь идет именно о собственном персональном опыте. Ведь, в сущности, в научной деятельности общественности есть дело лишь до результатов, а не до того, что происходило в самом человеке.

Что можно здесь сыскать такого, что могло бы вызвать больше, чем частный интерес? Думаю, от меня ждут, что сгущенная ретроспектива тех или иных единичных впечатлений приобретет-таки несколько парадигматические, то есть опять же сверхличностные черты, через которые проступит что-то и относительно науки соответствующего времени. Так и получилось, что я взялся за это сомнительное задание. Несомненно, намек на нее присутствовал уже в заданной мне теме, которая, однако, по счастью, не предполагает, что мне придется тягаться с этим недостижимым образцом.

Своей же целью я теперь ставлю воспользоваться собственными воспоминаниями как путеводной нитью для размышлений общего характера. Как раз в Германии об этом размышляли больше, чем где-либо еще. Философы приводят эти имена, указывая тем самым опять-таки на иной научный характер философии. Пребывая за пределами специализации отдельных наук, она как показывают приведенные примеры размышляет, среди прочего, над их различными способами познания и смыслом, который приобретает в них истина; сама философия при этом становится в высшей степени развитой специальностью.

Это самоотражение знания на новом уровне истины в принципе может повторяться сколько угодно, как все новая рефлексия по поводу рефлексии.

EMILY QUIERE JUGAR


Comments are closed.

Жизнь без страха не просто возможна, а совершенно достижима! Узнай как победить страх, кликни тут!